Швейцарская налоговая система отражает федеративное устройство страны. Главное значение имеют прямые налоги. Основным принципом является обязанность налогоплательщика самостоятельно предоставлять налоговым органам кантона декларацию о годовом доходе и имуществе. По сравнению с другими европейскими странами, налоговое бремя в Швейцарии можно назвать умеренным. Федеративное устройство Швейцарии создает широкое поле для здоровой конкуренции между кантонами и предоставляет различные возможности для налогового планирования. Многочисленные международные соглашения предотвращают двойное налогообложение при совершении международных сделок и операций. Именно поэтому Швейцария является привлекательным местом для ведения бизнеса с налоговой точки зрения.
Налоговая система Швейцарии.
Кантоны как самостоятельные субъекты Швейцарской конфедерации свободны во взимании налогов, если федеральная конституция не содержит запрета или не оставляет право взимания определенного налога за Конфедерацией. Налоговым суверенитетом наделены как Конфедерация, так и кантоны и муниципалитеты. Каждый кантон имеет свое собственное налоговое законодательство. Даже после проведения формальной гармонизации прямых кантональных и муниципальных налогов налоговые шкалы и ставки, а также налоговые вычеты устанавливаются кантонами самостоятельно. В пределах, установленных кантональным налоговым законодательством, муниципалитеты (в настоящее время их около 3000) могут взимать дополнительные налоги.
Кантональные налоговые органы выступают не как некие «налоговые наместники», а скорее как партнеры существующих и вновь созданных предприятий и их налоговых консультантов. Как правило, они также выдают предварительные заключения о налоговых последствиях планируемой деятельности, что позволяет предприятию или частному лицу получить уже до выбора местонахождения или местожительства достоверную информацию по вопросам налогообложения.
По сравнению с другими высокоразвитыми странами в Швейцарии низкая налоговая ставка. Во многом это объясняется федеративным устройством страны, которое создает условия для здоровой конкуренции между кантонами в целях привлечения новых предприятий. Уровень налогового бремени может быть признан умеренным как для юридических, так и для физических лиц.
Общее налоговое бремя, включая отчисления в фонды социального обеспечения, не превышает 30% ВВП страны, что значительно ниже уровня внутри Европейского Союза.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные:
-конфедерация, кантоны и местные органы власти имеют право взимать прямые налоги (на прибыль и капитал предприятий, на доход и имущество физических лиц).
-косвенные налоги и сборы могут устанавливаться только Конфедерацией.
Налогообложение предприятий.
С точки зрения налогообложения определяющее значение имеет основанное на Швейцарском обязательственном законе деление предприятий на хозяйственные товарищества (не являются юридическими лицами) и общества (являются юридическими лицами, далее — компании). Прибыль и имущество товариществ облагаются налогом у товарищей — физических лиц, пропорционально их доле (т.е. само товарищество не является налогоплательщиком). Основанием для налогообложения является местонахождение предприятия или постоянного представительства в Швейцарии. Поскольку в Швейцарии преобладают компании (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью), последующее рассмотрение принципов налогообложения будет сфокусировано преимущественно на них.
Швейцарская компания (обычно акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью) является плательщиком налога на прибыль и капитал. Компании платят налоги по местонахождению или по месту фактического расположения бизнеса. Взависимости от целей деятельности налоговое законодательство выделяет следующие виды компаний:
-производственные компании:
-предприятия, занимающиеся преимущественно производством товаров или торговлей ими, либо оказанием услуг.
— холдинговая компания: основной целью холдинговой компании является управление на постоянной основе долями участия в других компаниях.
-административная компания:
данные компании работают в основном за рубежом. Их целью является либо организационное объединение функций, связанных с зарубежными интересами группы (финансирование, управление нематериальными активами, маркетинг и т. д.), либо осуществление предпринимательской деятельности исключительно вне Швейцарии (закупка товаров из зарубежных стран и их поставка в зарубежные страны).
В зависимости от рода своей деятельности компания облагается налогом в общем порядке или пользуется налоговыми льготами.
Налогообложение производственных компаний.
Объектом налогообложения для акционерных обществ является их прибыль и собственный капитал; в зависимости от целей деятельности компании налогообложение может быть обычным или льготным. Данный порядок применяется и к обществам с ограниченной ответственностью.
Расчет налогооблагаемой чистой прибыли основывается на расчете прибыли и убытков, при этом вносится ряд корректировок. Конфедерация и кантоны допускают вычет убытков прежних лет, отчислений в специальные целевые резервы (научно-исследовательская деятельность, реструктуризация), а также вычет уплаченных налогов. Амортизационные нормы довольно щедрые, амортизация начисляется в зависимости от срока полезного использования активов.
Налоговое бремя в Швейцарии ниже, чем в большинстве стран ЕС и в США. В среднем, общая налоговая нагрузка (федеральные, кантональные и местные налоги) составляет менее 25%, и это несмотря на то, что номинальные налоговые ставки обычно выше. Причина этого заключается в том, что в Швейцарии налоги рассматриваются как производственные затраты, подлежащие вычету из налогооблагаемой базы.
В кантонах налог на прибыль обычно исчисляется по прогрессивной шкале. Налоговая ставка определяется на основании рентабельности собственного капитала, т.е. отношения налогооблагаемой чистой прибыли к чистым активам (капитал плюс резервы). В любом случае установлены минимальные и максимальные ставки. Налогообложение на федеральном уровне пропорционально и составляет 8,5% чистой прибыли, подлежащей налогообложению.
Налог на капитал.
Налог на капитал в кантонах рассчитывается на основании пропорциональных шкал. Расчет основывается на сумме оплаченного уставного капитала компании и общих резервов, с учетом определенных скрытых резервов. Налог на капитал может достигать 0,9%, в зависимости от кантона. Конкретные ставки можно узнать из информационных брошюр, выпускаемых кантональными агентствами по экономическому развитию. На федеральном уровне налог на капитал был отменен в результате реформы налогов для юридических лиц.
Налогообложение холдинговых компаний.
Компания считается холдинговой, если две трети ее активов составляют вложения в доли участия в других предприятиях или две трети выручки составляют доходы от таких вложений. Как Конфедерация, так и кантоны предоставляют холдинговым компаниям налоговые льготы. Компании, владеющие по меньшей мере 20% уставного капитала других компаний или долями участия в их капитале стоимостью в 2 миллиона швейцарских франков, платят уменьшенный налог с дивидендов. В случае продажи участия (доход от прироста стоимости) налоговая льгота применяется только при условии, что доля участия составила не менее 20% уставного капитала и находилась во владении холдинговой компании не менее одного года. Налог уменьшается пропорционально соотношению между доходами от дивидендов (нетто) и совокупной прибылью. Налоговые льготы для холдингов предоставляются как на федеральном, так и на кантональном уровнях. В результате, компании, являющиеся чистыми холдингами, практически не платят прямой федеральный налог. Кантональные органы власти освобождают всю прибыль холдинговых компаний от налога (холдинговая привилегия). Поэтому холдинговые компании не зависят от (кантонального) налогового вычета по доходам от долей участия в других компаниях. В результате все дивиденды и любой доход от продажи акций, даже доходы в виде процентов и т.д., не облагаются налогами.
Налогообложение административных компаний.
Компании, которые осуществляют свою деятельность главным образом за границей, частично или полностью освобождены от уплаты налогов на кантональном уровне, но не на федеральном уровне. Подобными компаниями могут владеть швейцарские или иностранные граждане. Они называются иногда и вспомогательными, смешанными (домицилированными) компаниями или компаниями, базированными за рубежом, в зависимости от их функции, которую каждый кантон определяет по-своему. Из-за федерального устройства налоговой системы имеются довольно большие различия между кантонами, но налоговая нагрузка во всех кантонах приблизительно одинакова. Чтобы компания могла пользоваться налоговыми льготами на кантональном уровне, она должна вести деятельность за рубежом, а не на территории Швейцарии. На практике такая деятельность называется «сделка зарубеж-зарубеж». Подобная сделка может состояться, например, при закупке товаров за рубежом с их последующей перепродажей в другую страну. В зависимости от их правового и налогового статуса за рубежом, административные компании могут — или должны — иметь в Швейцарии офисные помещения и персонал.
Власти кантонов предоставляют административным компаниям существенные налоговые льготы тем, что облагают прибыль (и капитал) по сниженной ставке. Как правило, на кантональном уровне эти компании вообще не платят налог на прибыль, либо платят из расчета 1/10 или 1/15 от суммы налога, которую они платили бы при налогообложении в общем порядке. Дополнительно к информации, которую можно получить в кантональных агентствах по экономическому развитию (печатные и электронные публикации), налоговые консультанты и фидуциарные фирмы предлагают различные публикации об административных, домицилированных и вспомогательных компаниях, а также иных структурах, подходящих для ведения трансграничной деятельности.
Налогообложение филиалов иностранных компаний.
С точки зрения налогового законодательства, филиал является постоянным представительством, принадлежащим физическому или юридическому лицу с местонахождением вне Швейцарии. При этом данное лицо является налогоплательщиком только в отношении той деятельности, которая экономически связана с Швейцарией. Филиал иностранного общества или товарищества облагается в Швейцарии налогом как компания (акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью).
Постоянное представительство в налоговом смысле возникает у иностранного предприятия, если оно создает в Швейцарии постоянное место деятельности, через которое ведется самостоятельный бизнес, приносящий прибыль иностранному предприятию, либо которое играет важную роль в эксплуатации последнего. Филиалы в Швейцарии облагаются только в отношении прибыли, относящейся к их деятельности.
Налог на доходы от капиталовложений.
Данный налог взимается на федеральном уровне по ставке 35% с доходов от капиталовложений (проценты по банковским вкладам, облигации, дивиденды и иные приравненные к дивидендам выплаты акционерам). Налог удерживается у источника выплаты (т.е. должником процентов, дивидендов и т.п.). Для получателей дохода, проживающих в Швейцарии, данный налог вычитается из подоходного налога, исчисляемого в общем порядке, при условии, что указанные доходы и имущество вносятся в налоговую декларацию. Лица, проживающие за границей, могут получить частичное или полное возмещение налога, если это предусмотрено соглашением о двойном налогообложении между Швейцарией и страной их проживания.
Двойное налогообложение.
Для избежания или уменьшения двойного налогообложения, Швейцария заключила соглашения о двойном налогообложении со 100 странами, включая почти все развитые западные страны. Для физических лиц данные соглашения касаются подоходного налога и налога на имущество. Соглашения о двойном налогообложении в большой мере соответствуют положениям типового соглашения ОЭСР, которое определяет, с одной стороны, место, где доход/имущество облагается налогом, а, с другой стороны, метод избежания двойного налогообложения. Швейцария в большой степени применяет метод освобождения от двойного налогообложения и не облагает налогом доходы и имущество, которые соглашением относятся к стране источника дохода. Данные доходы/имущество лишь учитываются при расчете налоговой ставки (при применении прогрессивной шкалы). Что касается определенных доходов (дивиденды, проценты, роялти) право налогообложения принадлежит, с одной стороны, государству, на территории которого находится источник дохода, а, с другой стороны, государству, резидентом которого данное лицо является. У страны, где находится источник дохода, право налогообложения ограничивается максимальной ставкой, что может привести к 20-35% уменьшению налога. Налог, уплаченный в стране источника дохода, может быть вычтен из налогов, подлежащих уплате в Швейцарии (метод вычета), как правило, только в отношении дивидендов, процентов и роялти. Метод вычета применяется в татом применения метода вычета является впрочем то, что налог взимается по более высокой ставке, будь то ставка страны источника дохода или ставка страны, чьим резидентом является налогоплательщик. Швейцарии только в исключительных случаях, тогда как в других странах это норма. Результатом применения метода вычета является впрочем то, что налог взимается по более высокой ставке, будь то ставка страны источника дохода или ставка страны, чьим резидентом является налогоплательщик.
Для регистрации должно выполняться 2 основных условия: директор должен быть резидентом Швейцарии, адрес компании должен располагаться на территории Швейцарии.
Подготовка документов и открытие банковского счета для внесения уставного капитала занимает ок. 1-2 недель. Уставной капитал должен быть внесен до подписания документов на регистрацию в нотариальной палате.
Регистрация компании в торговом регистре – ок. 2-3 недель.
Уставной капитал для:
GmbH (Limited)- min 20 000 CHF
AG (joint-stock company) — min 50 000 CHF
Для регистрации необходима личная встреча в Швейцарии.