Швейцария

Швейцарская налоговая система отражает федеративное устройство страны. Главное значение имеют прямые налоги. Основным принципом является обязанность налогоплательщика самостоятельно предоставлять налоговым органам кантона декларацию о годовом доходе и имуществе. По сравнению с другими европейскими странами, налоговое бремя в Швейцарии можно назвать умеренным. Федеративное устройство Швейцарии создает широкое поле для здоровой конкуренции между кантонами и предоставляет различные возможности для налогового планирования. Многочисленные международные соглашения предотвращают двойное налогообложение при совершении международных сделок и операций. Именно поэтому Швейцария является привлекательным местом для ведения бизнеса с налоговой точки зрения.
Налоговая система Швейцарии.
Кантоны как самостоятельные субъекты Швейцарской конфедерации свободны во взимании налогов, если федеральная конституция не содержит запрета или не оставляет право взимания определенного налога за Конфедерацией. Налоговым суверенитетом наделены как Конфедерация, так и кантоны и муниципалитеты. Каждый кантон имеет свое собственное налоговое за­конодательство. Даже после проведения формальной гармонизации прямых кантональных и муниципальных налогов налоговые шкалы и ставки, а также налоговые вычеты устанавливаются кантонами самостоятельно. В пределах, установленных кантональным налоговым за­конодательством, муниципалитеты (в настоящее время их около 3000) могут взимать дополнительные нало­ги.
Кантональные налоговые органы выступают не как не­кие «налоговые наместники», а скорее как партнеры существующих и вновь созданных предприятий и их налоговых консультантов. Как правило, они также вы­дают предварительные заключения о налоговых пос­ледствиях планируемой деятельности, что позволяет предприятию или частному лицу получить уже до вы­бора местонахождения или местожительства досто­верную информацию по вопросам налогообложения.
По сравнению с другими высокоразвитыми странами в Швейцарии низкая налоговая ставка. Во многом это объясняется федеративным устройством страны, кото­рое создает условия для здоровой конкуренции между кантонами в целях привлечения новых предприятий. Уровень налогового бремени может быть признан уме­ренным как для юридических, так и для физических лиц.
Общее налоговое бремя, включая отчисления в фон­ды социального обеспечения, не превышает 30% ВВП страны, что значительно ниже уровня внутри Европей­ского Союза.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные:
-конфедерация, кантоны и местные органы власти имеют право взимать прямые налоги (на прибыль и капитал предприятий, на доход и имущество физи­ческих лиц).
-косвенные налоги и сборы могут устанавливаться только Конфедерацией.
Налогообложение предприятий.
С точки зрения налогообложения определяющее зна­чение имеет основанное на Швейцарском обязатель­ственном законе деление предприятий на хозяйс­твенные товарищества (не являются юридическими лицами) и общества (являются юридическими лицами, далее — компании). Прибыль и имущество товариществ облагаются налогом у товарищей — физических лиц, пропорционально их доле (т.е. само товарищество не является налогоплательщиком). Основанием для на­логообложения является местонахождение предпри­ятия или постоянного представительства в Швейца­рии. Поскольку в Швейцарии преобладают компании (акционерные общества, общества с ограниченной от­ветственностью), последующее рассмотрение принци­пов налогообложения будет сфокусировано преиму­щественно на них.
Швейцарская компания (обычно акционерное обще­ство или общество с ограниченной ответственностью) является плательщиком налога на прибыль и капитал. Компании платят налоги по местонахождению или по месту фактического расположения бизнеса. Взависи­мости от целей деятельности налоговое законодатель­ство выделяет следующие виды компаний:
-производственные компании:
-предприятия, занимающиеся преимущественно производством товаров или торговлей ими, либо оказанием услуг.
— холдинговая компания: основной целью холдинговой компании является управление на постоянной основе долями участия в других компаниях.
-административная компания:
данные компании работают в основном за рубежом. Их целью является либо организационное объединение функций, связанных с зарубежными интересами группы (финансирование, управление нематериальными активами, маркетинг и т. д.), либо осуществление предпринимательской деятельности исключительно вне Швейцарии (закупка товаров из зарубежных стран и их поставка в зарубежные страны).
В зависимости от рода своей деятельности компания облагается налогом в общем порядке или пользуется налоговыми льготами.
Налогообложение производственных компаний.
Объектом налогообложения для акционерных обществ является их прибыль и собственный капитал; в зави­симости от целей деятельности компании налогооб­ложение может быть обычным или льготным. Данный порядок применяется и к обществам с ограниченной ответственностью.
Расчет налогооблагаемой чистой прибыли основывается на расчете прибыли и убытков, при этом вносится ряд корректировок. Конфедерация и кантоны допускают вычет убытков прежних лет, отчислений в специальные целевые резервы (научно-исследовательская деятельность, реструктуризация), а также вычет уплаченных налогов. Амортизационные нормы довольно щедрые, амортизация начисляется в зависимости от срока полезного использования активов.
Налоговое бремя в Швейцарии ниже, чем в большинс­тве стран ЕС и в США. В среднем, общая налоговая нагрузка (федеральные, кантональные и местные на­логи) составляет менее 25%, и это несмотря на то, что номинальные налоговые ставки обычно выше. Причи­на этого заключается в том, что в Швейцарии налоги рассматриваются как производственные затраты, под­лежащие вычету из налогооблагаемой базы.
В кантонах налог на прибыль обычно исчисляется по прогрессивной шкале. Налоговая ставка определяется на основании рентабельности собственного капитала, т.е. отношения налогооблагаемой чистой прибыли к чистым активам (капитал плюс резервы). В любом слу­чае установлены минимальные и максимальные став­ки. Налогообложение на федеральном уровне про­порционально и составляет 8,5% чистой прибыли, подлежащей налогообложению.
Налог на капитал.
Налог на капитал в кантонах рассчитывается на осно­вании пропорциональных шкал. Расчет основывается на сумме оплаченного уставного капитала компании и общих резервов, с учетом определенных скрытых резервов. Налог на капитал может достигать 0,9%, в зависимости от кантона. Конкретные ставки можно узнать из информационных брошюр, выпускаемых кантональными агентствами по экономическому раз­витию. На федеральном уровне налог на капитал был отменен в результате реформы налогов для юриди­ческих лиц.
Налогообложение холдинговых компаний.
Компания считается холдинговой, если две трети ее активов составляют вложения в доли участия в других предприятиях или две трети выручки составляют дохо­ды от таких вложений. Как Конфедерация, так и кан­тоны предоставляют холдинговым компаниям налого­вые льготы. Компании, владеющие по меньшей мере 20% уставного капитала других компаний или долями участия в их капитале стоимостью в 2 миллиона швей­царских франков, платят уменьшенный налог с диви­дендов. В случае продажи участия (доход от прироста стоимости) налоговая льгота применяется только при условии, что доля участия составила не менее 20% ус­тавного капитала и находилась во владении холдинго­вой компании не менее одного года. Налог уменьша­ется пропорционально соотношению между доходами от дивидендов (нетто) и совокупной прибылью. Нало­говые льготы для холдингов предоставляются как на федеральном, так и на кантональном уровнях. В ре­зультате, компании, являющиеся чистыми холдингами, практически не платят прямой федеральный налог. Кантональные органы власти освобождают всю при­быль холдинговых компаний от налога (холдинговая привилегия). Поэтому холдинговые компании не зави­сят от (кантонального) налогового вычета по доходам от долей участия в других компаниях. В результате все дивиденды и любой доход от продажи акций, даже до­ходы в виде процентов и т.д., не облагаются налогами.
Налогообложение административных компаний.
Компании, которые осуществляют свою деятельность главным образом за границей, частично или полно­стью освобождены от уплаты налогов на кантональ­ном уровне, но не на федеральном уровне. Подобными компаниями могут владеть швейцарские или иност­ранные граждане. Они называются иногда и вспомога­тельными, смешанными (домицилированными) компа­ниями или компаниями, базированными за рубежом, в зависимости от их функции, которую каждый кантон определяет по-своему. Из-за федерального устройства налоговой системы имеются довольно большие разли­чия между кантонами, но налоговая нагрузка во всех кантонах приблизительно одинакова. Чтобы компания могла пользоваться налоговыми льготами на кантональном уровне, она должна вести деятельность за рубежом, а не на территории Швей­царии. На практике такая деятельность называется «сделка зарубеж-зарубеж». Подобная сделка может состояться, например, при закупке товаров за рубе­жом с их последующей перепродажей в другую страну. В зависимости от их правового и налогового статуса за рубежом, административные компании могут — или должны — иметь в Швейцарии офисные помещения и персонал.
Власти кантонов предоставляют административным компаниям существенные налоговые льготы тем, что облагают прибыль (и капитал) по сниженной ставке. Как правило, на кантональном уровне эти компании вообще не платят налог на прибыль, либо платят из расчета 1/10 или 1/15 от суммы налога, которую они платили бы при налогообложении в общем порядке. Дополнительно к информации, которую можно полу­чить в кантональных агентствах по экономическому развитию (печатные и электронные публикации), на­логовые консультанты и фидуциарные фирмы пред­лагают различные публикации об административных, домицилированных и вспомогательных компаниях, а также иных структурах, подходящих для ведения трансграничной деятельности.
Налогообложение филиалов иностранных компаний.
С точки зрения налогового законодательства, фили­ал является постоянным представительством, при­надлежащим физическому или юридическому лицу с местонахождением вне Швейцарии. При этом данное лицо является налогоплательщиком только в отноше­нии той деятельности, которая экономически связана с Швейцарией. Филиал иностранного общества или то­варищества облагается в Швейцарии налогом как ком­пания (акционерное общество или общество с ограни­ченной ответственностью).
Постоянное представительство в налоговом смысле возникает у иностранного предприятия, если оно со­здает в Швейцарии постоянное место деятельности, через которое ведется самостоятельный бизнес, при­носящий прибыль иностранному предприятию, либо которое играет важную роль в эксплуатации послед­него. Филиалы в Швейцарии облагаются только в от­ношении прибыли, относящейся к их деятельности.
Налог на доходы от капиталовложений.
Данный налог взимается на федеральном уровне по ставке 35% с доходов от капиталовложений (процен­ты по банковским вкладам, облигации, дивиденды и иные приравненные к дивидендам выплаты акционерам). Налог удерживается у источника выплаты (т.е. должником процентов, дивидендов и т.п.). Для получа­телей дохода, проживающих в Швейцарии, данный налог вычитается из подоходного налога, исчисляемого в общем порядке, при условии, что указанные доходы и имущество вносятся в налоговую декларацию. Лица, проживающие за границей, могут получить частичное или полное возмещение налога, если это предусмотрено соглашением о двойном налогообложении между Швейцарией и страной их проживания.
Двойное налогообложение.
Для избежания или уменьшения двойного налогообложения, Швейцария заключила соглашения о двойном налогообложении со 100 странами, включая поч­ти все развитые западные страны. Для физических лиц данные соглашения касаются подоходного налога и налога на имущество. Соглашения о двойном налого­обложении в большой мере соответствуют положени­ям типового соглашения ОЭСР, которое определяет, с одной стороны, место, где доход/имущество облага­ется налогом, а, с другой стороны, метод избежания двойного налогообложения. Швейцария в большой степени применяет метод освобождения от двойного налогообложения и не облагает налогом доходы и имущество, которые соглашением относятся к стране источника дохода. Данные доходы/имущество лишь учитываются при расчете налоговой ставки (при применении прогрессивной шкалы). Что касается опреде­ленных доходов (дивиденды, проценты, роялти) право налогообложения принадлежит, с одной стороны, го­сударству, на территории которого находится источник дохода, а, с другой стороны, государству, резидентом которого данное лицо является. У страны, где находит­ся источник дохода, право налогообложения ограни­чивается максимальной ставкой, что может привести к 20-35% уменьшению налога. Налог, уплаченный в стране источника дохода, может быть вычтен из налогов, подлежащих уплате в Швей­царии (метод вычета), как правило, только в отноше­нии дивидендов, процентов и роялти. Метод вычета применяется в татом применения метода вычета является впрочем то, что налог взимается по более высокой ставке, будь то ставка страны источника дохода или ставка страны, чьим резидентом является налогоплательщик. Швейцарии только в исключительных случаях, тогда как в других странах это норма. Результатом применения метода вычета является впрочем то, что налог взимается по более высокой ставке, будь то ставка страны источника дохода или ставка страны, чьим резидентом является налогоплательщик.
Для регистрации должно выполняться 2 основных условия: директор должен быть резидентом Швейцарии, адрес компании должен располагаться на территории Швейцарии.
Подготовка документов и открытие банковского счета для внесения уставного капитала занимает ок. 1-2 недель. Уставной капитал должен быть внесен до подписания документов на регистрацию в нотариальной палате.
Регистрация компании в торговом регистре – ок. 2-3 недель.
Уставной капитал для:

GmbH (Limited)- min 20 000 CHF
AG (joint-stock company) — min 50 000 CHF

Для регистрации необходима личная встреча в Швейцарии.